Поведенческие факторы - учет, анализ и улучшение

Поведенческие факторы - примерыВ разные периоды развития поисковых систем – определенные факторы выходят на более заметные позиции, если в самом начале, когда SEO только появилось, достаточно было работать с текстовыми факторами, затем пришло время ссылочных факторов, то после заявления представителей поисковой системы Яндекс об отмене учета ссылок при ранжировании – на первый план вышли параметры, связанные с поведением пользователя, т.е. поведенческий фактор.

Поведенческие факторы – что это?

Давайте определимся с понятием «поведенческие факторы».

Википедия в данном случае нам не поможет, в ней нет такого определения, а на разных сайтах данное определение определяется по-разному, поэтому, мы объедини их все для того что бы понять суть данного термина:

Поведенческие факторы (ПФ) – это комплексный учет и анализ поведения пользователей на сайте при помощи различных параметров, таких как: источники посещаемости, поисковые запросы, совершенные действия.

Какие поведенческие факторы бывают?

Ниже, я перечислю основные факторы отранжированные по значимости.

  1. Возврат пользователей на поисковую выдачу.
    Данный фактор, пожалуй, самый важный, во-первых сложно поддается манипуляции (накрутке), во-вторых, четко дает понять поисковым системам, получил ли ответ на свой вопрос посетитель или нет.
  2. Процент отказов.
    Если процент отказов высокий, это говорит о том, что информация, размещенная на странице, не соответствует поисковому запросу. В данном случает процент отказов желательно считать на конкретных документах (страницах) сайта, а так же по группе запросов, а затем уже по всему сайту. Скорее всего, данный параметр считается по разному для сайтов различной тематики, например процент отказа в тематике «заказа такси», существенно будет отличаться, например, от тематики «загородного жилья».
  3. Глубина просмотра.
    Данный фактор, показывает, сколько посетитель просматривает страниц за посещение (сессию), здесь важно отметить, что если посетитель просмотрел несколько страниц и при этом не вернулся на поисковую выдачу, значит, сайт дал ему ответ на его вопрос.
  4. Разнообразие источников посещаемости.
    Если сайт посещают пользователи не только из органической выдачи поисковых систем, а так же, например: из форумов, блогов, тематических порталов, закладок и т.д. это косвенно указывает на полезность ресурса в целом.
  5. Процент возвратов.
    Количество вернувшихся на сайт пользователей, так же указывает на его пользу.
  6. Социальные сигналы.
    В данном случае речь идет о тех факторах, которые указывают на полезность контента, т.е. какое количество людей нажало кнопку «поделиться» или «мне нравиться», «расшаривание» в целом, когда происходит распространение информации, которая может быть полезна другим.
  7. Поисковые запросы.
    В данном случае происходит учет новых поисковых фраз, по которым пользователи приходят на ваш сайт.
  8. Актуальность информации.
    Данный параметр – особенно актуален для сайтов новостной тематики.
  9. Для сайтов компаниям предоставляющим услуги или интернет магазинам он так же может быть полезным, это позволяет ускорить переиндексацию сайта.
  10. Внешние ссылки.
    Выскажете, как ссылки относятся к поведенческим, не все ссылки, только те – по которым есть клики и переходы на сайт.

Итого у меня получилось девять основных факторов, которые можно прорабатывать и смотреть результаты.

Для сбора и анализа пользовательского поведения обычно используются счетчики посещаемости Yandex Метрика, Google Analytics и Live Internet.

Как улучшить поведенческие факторы?

1. Минимизировать возврат на выдачу, для этого необходимо:

  • Грамотный подбор ключевых фраз, на которые отвечает продвигаемая страница.
  • Давать полный ответ на запрос, это значит, что на продвигаемой странице отвечать не только на продвигаемый запрос, но и на запросы, возникающие в процессе прочтения предоставляемой информации.
  • Для коммерческих сайтов, необходимо делать удобным поиск и выбор товара, его оплату, доставку и т.д.
  • Проработать сниппет для увеличения CTR (кликабильность) сниппета.

2. Понижаем процент отказов.

В данном случае, необходимо проанализировать на каких страницах самый высокий процент отказов, а на каких он минимален, понять, в чем разница, внести изменения и посмотреть результат. При этом желательно разнообразить предоставление информации на сайте, например, информативные графики, видео и т.д.

3. Увеличение глубины просмотра.

Для контентных сайтов можно показать похожие статьи, а также актуальные новости по теме, если есть форум – то ссылки на обсуждения подобной темы и т.д. Для коммерческих сайтов – это похожие товары, или например то, что чаще покупают с данным товаром, а так же специальное предложение или акция на похожий товар.

4. Разнообразие источников посещаемости.

Здесь необходимо проанализировать уже имеющиеся каналы привлечения трафика, а так же проанализировать где могут быть ваши клиенты, и что можно для них создать, после этого экспериментировать с новыми.

Можно создать блог или группу в социальных сетях на схожую тематику, например для интернет магазина женской одежды – это может быть группа, посвященная актуальным новостям или новым тенденциям в мире моды.

5. Процент возвратов.

Здесь принцип работ тот же что и в пункте №1.

6. Привлекаем социальные сигналы.

Данный фактор не случайно занимает такую низкую позицию (№6) т.к. он легко поддается накрутке, но, отказываться от него не стоит.

Для начала желательно проанализировать пользователей вашего сайта или если есть участников группы вконтакте, понять, что интересно ей и начать работать в этом направлении, периодически экспериментируя. Так же на сайте, побуждать посетителей к расшариванию информации. Вот пример, как это делают некоторые блоггеры:

Поведенческие факторы - примеры расшаривания информации

7. Расширяем поисковые запросы.

Проработайте продвигаемое семантическое ядро, обратите внимание на редкие запросы, в которых конкуренция минимальна.

8. Актуальность информации.

Фактор актуальности информации, не очевиден, для того что бы его улучшить, необходимо обновлять или дополнять представленную информацию на вашем сайте, давая пользователям самую свежую информацию по вашей теме.

9. Качественные ссылки.

О том, как покупать ссылки я уже писал на своем блоге, здесь же речь идет о подборе доноров с учетом вероятности реальных переходов (кликах) по размещенным ссылкам на ваш сайт.

Я описал «белые» методы, когда идет вдумчивая работа над развитием и улучшением сайта, но, как правило, она подходит не для всех, есть много желающих, которые хотят просто накрутить поведенческие факторы, о них пойдет речь в следующей статье.

Посмотрите видео, в нем эксперты отвечают на вопросы по поведенческим факторам.

Эксперимент с поведенческими факторами.

Приглашаю Вас стать участником эксперимента, основная цель которого: оценить влияние 2-х факторов из описанных выше, на позиции документа в поисковой выдаче:

  • «Возврат пользователя на поисковую выдачу».
  • «Расшаривание» - обмен информацией.

Как будет проходить эксперимент.

Схема логики эксперимента:

Поведенческие факторы - эксперимент

Мы предполагаем что у нас есть два типа пользователей:

  • Первый тип, пользователь «удовлетворенный ответом», который не возвращается на поисковую выдачу (а если возвращается, то набирает другой поисковый запрос, не связанный с поведенческими факторами) и нажимает кнопку «поделиться» статьей в одной из социальных сетей.
  • Второй тип, пользователь «не удовлетворенный ответом». В данном варианте, вам что-то непонятно и вы пишите свой вопрос в комментариях, затем продолжаете серфинг в интернете с целью найти ответ на свой вопрос.

Нюансы:

Получить точные данные по возвратам на поисковую выдачу, я не могу (не путать с процентом отказов), это знает только поисковая система.

Отчет об эксперименте я напишу в данной статье, когда будут собраны и обработаны статистические данные.

Буду признателен вам за участие в эксперименте.

Подведем итог.

Поведенческие факторы – на сегодняшний день, имеют весомое значение, уделите им должное внимание при продвижении своего сайта – анализируйте своих пользователей, улучшайте свой сайт и наберитесь терпения, т.к. поведенческие факторы, обновляются не так часто, но и эффект от них длиться дольше.

Желаю вам успехов!

Не забудьте поделиться этой статьей в социальных сетях
comments powered by Disqus